You are viewing film_skazka

Previous Entry | Next Entry

Гостевой пост

Звездные войны: Эпизод 4 - Новая надежда


Как выяснилось, ждать призрачного светлого будущего, в котором я наконец соберусь написать о том, как создавалась старая трилогия «Звездных войн» совсем не нужно, поскольку эти посты уже есть:) Написаны они большой любительницей первой трилогии sealena , которая была так добра, что предложила поделиться ими с читателями нашего сообщества, за что ей огромнейшее спасибо:) Под катом вы можете найти материал о том как фантастические образы, роившиеся в голове Джорджа Лукаса постепенно начали оживать, благодаря творческой команде художников, костюмеров, мастеров по декорациям и другим талантливым людям, работавшим с режиссером.

Далее текст и картинки автора:

Памяти Ральфа МакКуорри,
ушедшего от нас 3 марта 2012 года
на 83-ом году жизни





*  *  *

«Это было давным-давно, очень далеко от нас, в просторах Галактики» - так начинается насыщенная спецэффектами сказка о восстании против космического тирана.

Звездные войны
Даже для съёмки вступительных титров Лукас использовал спецэффект


Приключенческие фильмы в огромном количестве выходили в телеэфир в шестидесятые, и Лукас пересмотрел их множество. Старые вестерны, весь целиком сериал про Флэша Гордона и картины про 19-й век с фехтованием – все это слилось в «Звездных войнах».



Среди источников, вдохновивших Лукаса, называют не только старые добрые комиксы, но и фильмы «Три негодяя в скрытой крепости» (1958) и «Телохранитель» (1961) Акиры Куросавы (на роль Кеноби рассматривался Тосиро Мифунэ, а знаменитый термин «джедай» - это перефразирование «дзидай-гэки» - названия исторических рассказов про самураев), «Волшебник страны Оз» (1939) Флеминга, «Триумф воли» (1936) Рифеншталь, «Метрополис» (1926) Ланга, «Искатели» (1956) Джона Форда и другие. Утверждают, что при написании сценария Джордж Лукас штудировал труды мифолога Джозефа Кэмпбелла и писателя Карлоса Кастанеды. Может быть, поэтому "Звёздные войны" Лукаса полностью укладываются в концепцию архетипичного мономифа, затрагивая таким образом миллионы зрителей по всему миру, а говорящая символичность отдельных кадров, вызывающих исторические и кинематографические параллели, делает сагу убедительной для аудитории всех возрастов.

Еще одна легенда состоит в том, что, готовясь к постановке «Звездных войн», Лукас часами смотрел документальные съемки воздушных боев Второй мировой войны. 

В замысел вошла масса компонентов; включая исторические события реальности, вроде противостояния Наполеона и Сената и превращения реформатора в тирана, многочисленные мифы и легенды; конструкция стала столь громоздкой, что никто, помимо самого автора, не мог разобраться в ней до экранизации. Лукас с самого начала рассчитывал создать две трилогии, причем изложить события «с конца» - экранизировать сразу вторую половину сценария, а первую оставить «на потом» для интриги.

Позднее Лукас признавался, что сам не верил в то, что сможет воплотить колоссальный проект в жизнь; настолько масштабным было его творение. Так что он сперва собирался снять только один фильм и по результатам проката оценить, стоит ли снимать второй и третий. Все могло закончиться на «четвертом эпизоде»!

К середине 1974 года, собрав предварительный материал: сценарий и эскизы с изображениями главных персонажей, Лукас приступил к продвижению своего проекта, а именно начал переговоры о запуске производства. В семидесятые годы фантастика была синонимом жанра ужасов, и в таких фильмах (в основном очень слабых) все больше муссировалась тема инопланетных монстров, а вовсе не дух приключений, поэтому и «Paramount» и «Warner Brothers», после некоторых раздумий, отказались работать с Джорджем, ссылаясь на «непопулярность темы».

Но в конце концов Лукасу улыбнулась удача – кинокомпания «XX Century Fox» согласилась-таки дать проекту зеленый свет – и то лишь после того, как отчаявшийся режиссер подписал договор с пунктом об отказе от выплаченного вперед гонорара… Более того, кинокомпания поставила условием… предварительный выпуск книги о событиях четвертого эпизода! Возможно, чтобы «прощупать почву», определить зрительские симпатии. К тому моменту Джордж был готов на все, лишь бы воплотить задуманное в жизнь. Роман был создан в соавторстве с Аланом Фостером, книга вышла в 1976 году и имела успех, да такой, что позднее Лукас даже получил за нее престижную премию «Хьюго».



Несмотря на наличие сценария студия все никак не могла определиться, сколько же будет стоить производство ленты, потому что никто не знал, как он будет выглядеть.

И тогда Лукас обратился к художнику и промышленному дизайнеру Ральфу МакКуорри, с которым в 1973 году его познакомили друзья. Надо сказать, что 45-летний МакКуорри, изменивший внешний вид кинофантастики, никогда не интересовался этим жанром раньше. "В детстве я читал комикс про Бака Роджерса, но не считал его чем-то серьезным, - вспоминает он. - Я работал в Boeing и "болел" самолетами и космическими кораблями, слегка интересовался фантастической архитектурой, но никогда не думал начать рисовать ее сам." Однако в начале 70-х художник написал концепт-картины для так и нереализованного кинопроекта Мэттью Роббинсона и Хэла Барвуда "Звездный танец", которые очень понравились Лукасу.



"Я не думал, что увижу Джорджа снова после той первой встречи. Но пару лет спустя он появился – уже со сценарием и предложением по зарплате и спросил, будет ли мне интересно сделать картины подобные тем, что я делал для Мэтта и Хэла. Я ответил согласием».

Тогда Маккуорри должен был написать пять картин, которые помогли бы получить финансирование для ленты - работы Ральфа должны были заменить размахивание руками и объяснения на пальцах во время переговоров. Это был ноябрь 1974. МакКуорри разрабатывал дизайн истребителей, Звезды смерти, костюма Вейдера и облика персонажей.

Поскольку в сценарии все это не описывалось, он делал свои рисунки по объяснениям Лукаса. Кроме того, сценарий все время менялся, поэтому рисовать, опираясь только на него, смысла не было. "Я сидел с карандашом в руке и мечтал, - вспоминал Ральф, выдумывая самые гротескные образы. Джордж приезжал каждую неделю-полторы, и смотрел результат. Потом мы обсуждали, что он хотел увидеть и что поправить в готовых работах, если они ему нравились".

В результате первых встреч с Лукасом появились пять ключевых картин, на которые Ральф потратил по паре дней на каждую. Эта работа продолжалась между январем и мартом 1975 года.


"Роботы в пустыне". Первая из концепт-иллюстраций.


Первыми на свет появились R2-D2 и C-3PO.

"Джордж хотел, чтобы Татуин был пустынной планетой с двумя солнцами. Я закрыл глаза и подумал: "Пустыня, жара, нет растительности, только скалы и пыль". И вся экономика Татуина сразу родилась в моем воображении. Первой картиной, что я сделал, было изображение R2-D2 и C-3PO в пустыне. Джордж показал мне роботов из "Молчаливого бега". Это квадратная коробка на двух ногах. Я подумал, они квадратные, а я сделаю своего цилиндром, похожим на мусорное ведро с куполом, а вместо двух ног у него будет три. Сзади я нарисовал орегонское побережье, а вместо моря – песок".


кадр из фильма "Metropolis" (1927)


"Я показал Ральфу робота из "Метрополиса". Я однозначно хотел одного из них человекоподобным, это было описано в сценарии. Это был заведующий по связям с общественностью. А второй просто обычный "роботоподобный" робот".


"Дуэль". Вторая из концепт-иллюстраций к фильму.


Вторым был Дарт Вейдер.

"По описаниям Джорджа Дарт Вейдер был большой темной фигурой в плаще. Он должен был носить железную шляпу, как у рыбаков с длинными спускающимися вниз полями, и маску. В одной из сцен фильма ему предстояло выпрыгнуть из "Звездного разрушителя" и приземлиться на корабль, который они догоняли, прожечь дыру в корпусе и найти жертву. Соответственно, ему предстояло выдержать вакуум и низкие космические температуры, позже костюм превратился в часть персонажа". К слову, имперские штурмовики должны были уметь делать тоже самое, именно для этого они одеты в свои доспехи.


Набросок Ральфа МакКуорри




«Джордж хотел, чтобы картины выглядели бы как кадры фильма. Ему была нужна идеальная картинка. При этом он не задумывался о том, сколько будет стоить перенос их на экран, но просто хотел увидеть то, что сидело у него в голове. Наверное, Джорджа стоит назвать соавтором этих концептов, потому что он тоже принимал участие в их создании».

Правда, Лукас был не единственным соавтором. Одновременно с МакКуорри, на проекте появился модельмейкер Колин Кантуэлл, которого Лукас нашел в планетарии Сан-Диего, где тот мастерил что-то для космического шоу. Колин не был новичком в этом деле: он работал над фильмами "2010: Космическая одиссея" Стэнли Кубрика и "Штамм Андромеды" и держал дома обширную коллекцию моделей. Он параллельно с МакКуорри разрабатывал концепт-модели кораблей, спидера, "Звезды смерти". Когда создавалась очередная модель, МакКуорри вносил ее в свои картины.


"Полет к "Звезде смерти"


Первый придуманный Колином корабль был Y-Wing. Он и попал в очередную картину Ральфа, вдохновленную работами Джона Беркли. На ней впервые появляется и первый вариант "Звезды смерти". Здесь она еще очень маленькая - видны даже иллюминаторы. Дыра в пузе предвосхищала наличие устрашающей пушки. Позже Лукас рассказал Ральфу, что "Звезда смерти" должна быть такой большой, что у поверхности выглядеть плоской, оставаясь шаром при взгляде издали. МакКуорри вычислил, что для таких задач она должна иметь 148 километров в диаметре, а ее окружность имела бы протяженность 466,7 километра!


"Город в облаках"


Поскольку четвертой картиной был вид плывущего в облаках имперского города на Олдоране, эта работа обычно не упоминается среди концепт-арта к первому фильму саги. Позже МакКуорри переработал её для ленты "Империя наносит ответный удар".

На пятой иллюстрации изображен Хан Соло в кантине, когда он пытается опередить инопланетянина, вытаскивая бластер.



«Я представлял это место обычным баром в проходной галерее,  - вспоминал МакКуорри. – Здесь были оборванные рекламные плакаты и мусор. Ничто не указывало на высокие космические технологии. Джорджу понравилось общее ощущение от картины, но он попросил внести в нее больше механических вещей. Например, одной из них был "автоматический полицейский" в виде летающего теннисного мяча. Джордж сказал, что это поисковые боты, разыскивающие определенного человека. Найдя его, они исполняли смертный приговор".

"У меня был список из десяти работ, которые я хотел бы увидеть полностью законченными, - рассказывает Лукас. – Мы начинали с наброска, потом я вносил изменения, он рисовал его снова. И когда я понимал, что мы уже почти нашли, что искали, он делал большой набросок, из которого потом родилась бы полноценная картина. Я вносил последние корректировки, и потом он писал картину. Ральф вкладывал в работы огромное количество деталей, текстур и элементов. Я только рассказывал ему, зачем эти приборы или машины, что они делают, и показывал референсы. Иногда оно сразу получалось замечательно, иногда мы возвращались и переделывали. Я доверял ему полностью".

Узнав, что у киностудии нет своего отделения по производству спецэффектов, Лукас, к маю 1975 года, специально для этой цели создал студию Industrial Light & Magic (ILM), в которую вскоре пришел Джо Джонстон, ставший главой арт-отдела. Джо сразу влился в работу, плотно сотрудничая как с Ральфом МакКуорри, так и с отделом по изготовлению моделей. Он делал четкие и понятные рисунки, которые после утверждения Лукасом, попадали в к модельмейкерам.


Фрагмент TIE-истребителя. Работа Джо Джонстона


Именно Джо Джонстон нарисовал «Тысячелетний сокол» таким, каким он потом появился в фильме. О его создании есть известный миф, что «Сокол» «срисован» с откушенного гамбургера. Поскольку у гамбургера нет переда и зада, Джонстон сделал так, чтобы зритель сразу понимал направление движения корабля.


"Пиратский корабль в доке Олдарана"


«Джордж хотел, чтобы корабли повстанцев выглядели  подержанными, побитыми и потертыми, - рассказывал Джонстон. – В отличие от кораблей Империи. Если ему не нравился концепт он просто говорил «рисуй еще»». И Джо рисовал.

В свою очередь, Кантуэлл и МакКуорри продолжали совместную разработку кораблей. Примерно в апреле Колин закончил концепт-модель песчаного краулера джав. МакКуорри придумал его дизайн, вдохновившись фотографиями устройства, который создали в NASA для исследования местности иных планет.


"Джавы"


В ноябре 1975 появились картины, созданные по наброскам декораций Джона Барри, будущего художника-постановщика картины.



Тогда же была нарисована особенно поразившая Пола Хастона и других модельмейкеров из ILM картина, показывающая повстанческие X-Wing`и в траншее «Звезды смерти».


"Атака на "Звезду смерти"


«Когда Ральф приезжал показывать свои работы, вся команда собиралась у новой, закрытой бумагой картины, которую он выставлял на доску в комнате с иллюстрациями, - рассказывал Пол Хастон. -  Однажды он снял бумагу и показал X-Wing над «Звездой смерти» и летящий за ним TIE. Это была скрупулезно детализированная и мастерски написанная работа. Я никогда раньше не видел такого уровня исполнения иллюстраций.»

Ближе к концу года МакКуорри приходилось все больше и больше вносить в свои работы утвержденные дизайны ILM. «Как только утверждали очередной корабль, он появлялся на моих картинах, - рассказывает Ральф. – Я переписывал свои старые рисунки заново». Это делали, чтобы показать всем членам команды, как он будет смотреться в декорациях и рядом с другими спецэффектами.


"В доке Татуина" - эволюция картины


Всего Ральф МакКуорри сделал 21 концепт-иллюстрацию. Он писал гуашью, акварелью или комбинировал гуашь и акрил.

Наконец, 13 декабря 1975 года компания «XX Century Fox» «купилась» на работы Ральфа МакКуорри и дала добро на производство фильма. Когда МакКуори спрашивают, каков был самый большой его личный вклад в «Звездные войны», он с улыбкой отвечает – та коллекция работ, которые Джордж Лукас показывал боссам студии на том решающем совещании, и которые перевесили чашу весов.


*****


Итак, выбив восемь миллионов долларов финансирования (в процессе работы потребуется еще больше пяти миллионов),  Лукас приступил к работе над фильмом.

На проект были приняты художник по костюмам Джон Молло и гример Стюарт Фриборн.

Джон Молло был ассистентом художника по костюмам на фильме «Барри Линдон» и увлекался военным обмундированием, что было совершенно необходимо для «Звездных войн». Они с братом даже написали несколько книг на эту тему, так что в лице Молло Лукас нашел идеального кандидата для реализации своей идеи: костюмы должны естественным образом сливаться с декорациями и гармонично смотреться во всей истории.

«Когда я начал работать, еще никто не знал, состоится фильм или нет, - вспоминал Джон. – Поэтому первые несколько дней я читал сценарий и с ужасом думал об объеме работы».

Рисовали очень мало, предпочитая сразу искать детали на модели, поскольку стиль уже был найден – в полотнах Ральфа МакКуорри.

«Мы наняли модель и прошлись по разным костюмерным студии «Эльстри», собирая вместе то, что нам казалось пригодным для создания костюмов. Например, для Вейдера мы нашли кожаный мотоциклетный костюм, нацистскую каску, противогаз и монашеский плащ из отдела Средних веков. Потом мы сняли все это на Полароид. Когда Джордж приехал, мы поставили для него импровизированный показ мод. Он просто сидел и говорил: «Нет, это мне не нравится. Это подойдет».

Звездные войны
"Кантина". Рисунок Джона Молло


Предыдущей работой гримера Фриборна стал фильм «Омен», для которого он сделал собачьи головы. По счастливой случайности именно на съемку этих сцен и попал Лукас. «Если Стюарт может делать реалистичных собак для съемки крупным планом, то инопланетные морды тоже сможет», - подумал он. Стюарт Фриборн также делал маски для обезьян к фильму «2001: Космическая одиссея». «Я знал работу Стюарта еще с «Одиссеи», - говорил Лукас. – Это были отличные обезьяны!»

Первый месяц он занимался только Чубаккой, создавая концепт-маски по рисункам Ральфа МакКуорри. Лукас периодически приходил посмотреть, как шла работа. Он хотел видеть Чубакку как нечто среднее между собакой, обезьяной и кошкой, в основном кошкой.


Рисунок Стюарта Фриборна и процесс работы над маской Чубакки


«Было приятно делать доброго монстра, - вспоминал Фриборн. – Но он должен иметь возможность стать страшным при желании. Рисунок МакКуорри лег в основу персонажа, потому что мне показалось, что он должен выглядеть именно так».

Художником-постановщиком картины стал Джон Барри. Лукас нашел его на площадке фильма «Леди Удача» - еще одного фильма студии «XX Century Fox» - за год до начала съемок и сразу привлёк к работе над проектом фильма. Там же он познакомился с декоратором Роджером Кристианом.

Барри нарисовал множество вещей, в том числе, дроидов для сцены аукциона и дьюбаков, которые в оригинальной версии фильма так и не появились, хотя их макеты в натуральную величину создавались в лондонской мастерской. Кроме того, в его ведении были все декорации.


Декорация "Тысячелетнего сокола". Работа Джона Барри


Кроме них свою лепту в создание фильма внес и знаменитый концепт-художник Рон Кобб, более известный нам по работам для «Чужого», «Бездны» и «Вспомнить все».


Монстры из кантины. Работы Рона Кобба



Этот материал был уже полностью подготовлен, когда пришло сообщение о смерти Ральфа МакКуорри, человека, чей вклад в создание саги сравним с вкладом самого Джорджа Лукаса; художника, которому первая трилогия обязана обликом практически всех главных персонажей; да что говорить, без которого, вполне возможно, "Звёздных войн" просто не было бы. Я могу лишь добавить к этой записи некоторый список источников, где желающие найдут не вошедшие в мой рассказ концепт-иллюстрации и, возможно, какие-то ещё упущенные детали.

"Умер создатель Дарта Вейдера и Чубакки" - информация на Ленте.ру.
Н. Маркалова. "Создание «Звездных войн»" - часть1, часть 2
Ralph McQuarrie - From Wikipedia
McQuarrie - просто поиск картинок в Google



А также я очень рекомендую посетить журнал sealena , где можно прочесть следующие не менее интересные посты о Звездных войнах:

  • Трилогия первая, любимая.
  • Кто есть кто в первой трилогии.
  • Три месяца Татуина.
  • Лондон. Студия "Elstree".
  • "ILM" и революция в спецэффектах.
  • 25 мая 1977 года. Триумфальная премьера.
  • Comments

    ( 1 comment — Leave a comment )
    mila_nov
    May. 26th, 2012 02:01 pm (UTC)
    Спасибо огромное! читаю :)
    ( 1 comment — Leave a comment )

    Profile

    облако
    film_skazka
    Фильмы, которые возвращают веру в чудеса
    kinopoisk.ru

    Tags

    Page Summary

    Powered by LiveJournal.com